Доклад на отчетной коллегии по итогам 2017 года и планам на 2018 год

Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги за прошлый, 2017-й год и  наметить перспективные планы на 2018-й.

Отчетная коллегия проводится в этот раз в новом формате. В ней участвуют четыре комитета и экспертный институт регионального законодательства, работу которых курирует вице-губернатор по внутренней политике Сергей Николаевич Перминов.

У каждого из ведомств свои определенные направления деятельности и полномочия, но есть общие задачи, которые необходимо выполнять сообща, всем вместе. Например, нами совместно реализуется государственная программа «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области»,  совместно проводятся различного рода мероприятия.

Надеемся, что коллегам будет интересно и полезно узнать об итогах работы друг друга, а положительный опыт и эффективные модели управления будут использованы в дальнейшем для социально-экономического развития нашего региона, создания благоприятных и комфортных условий жизни ленинградцев.

Начну свой доклад с цифр.  Поскольку Комитет является ГРБС (главным распорядителем бюджетных средств), то важным показателем его работы является исполнение государственной программы. В 2017 году программа исполнена на 99,8 %.

Теперь более подробно – об итогах нашей работы по направлениям деятельности.

Одно из ключевых направлений работы комитета – государственная поддержка развития иных форм местного самоуправления.

Это наши областные законы «о старостах» и «общественных советах в административных центрах поселений».

В прошлом году во всех районах Ленинградской области активно осуществлялись гражданские инициативы, предложенные жителями, старостами и общественными советами.

Всего реализовано 1160 местных инициатив в 172  сельских населенных пунктах и 266 проектов в административных центрах 187 поселений. Общая сумма субсидий из областного бюджета составила 460 миллионов рублей.  Софинансирование местных бюджетов в среднем –  25,6 %, вклад граждан – 3,3 % от предоставленного объема субсидий. Это соответственно, 112 миллионов 875 тысяч рублей и 7 миллионов 833 тысячи  рублей.

Поскольку мы стараемся шагать в ногу со временем, а также учитывать в своей работе пожелания и предложения органов местного самоуправления, старост и руководителей общественных советов, Комитетом в 2017 году проведена большая работа по корректировке областных законов.

Во-первых, мы привели областное законодательство в соответствие федеральным и изменили порядок предоставления субсидий в части софинансирования из местных бюджетов. Если ранее субсидии рассчитывались исходя из уровня дотационности поселения, то в соответствии с новой методикой базовый процент софинансирования планируется – 10% для городских поселений и городского округа и 5% – для сельских поселений.

Во-вторых, мы законодательно закрепили принципы «инициативного бюджетирования» – совокупность практик непосредственного участия граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Система «общественных советов», которая была в 42-м областном законе, транспонируется в систему «инициативных комиссий». Практика применения инициативного бюджетирования была начата в России Всемирным банком в 2007 году. На сегодняшний день 8 субъектов реализуют местные проекты через инициативное бюджетирование.

В 2017 году по заказу комитета проведено социологическое исследование, в котором участвовало около 5 тысяч респондентов – жителей области и 610 сотрудников органов местного самоуправления. Как показали результаты опроса, большинство жителей области поддерживает развитие иных форм местного самоуправления и выражает готовность принимать финансовое участие в реализации местных проектов.

Поэтому третьим важным изменением в законе «о старостах» стало введение понятия «вклад граждан» как обязательное условие предоставления субсидий.  Ранее эта норма существовала только в областном законе № 42 «об общественных советах в административных центрах поселений». Вклад граждан может быть  в виде финансового, трудового, материально-технического участия. При этом его размер не устанавливается. Таким образом, у жителей повышается мотивация к благоустройству территорий и пропадает иждивенческий подход – что кто-то придет и сделает всё за них. 

Хочу отметить, что эти новшества никоим образом не  осложнят работу старост и органов местного самоуправления, а конкретизируют её, сделают более прозрачной и повысят эффективность, взаимопомощь при выполнении общего дела.

По регистру муниципальных нормативных правовых актов сохранен высокий показатель количества размещаемых документов. Данные Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, показывают, что Ленинградская область на 2 месте в стране по «объему внесенных в регистр документов, исходя из количества муниципальных образований, входящих в состав субъекта».

Работа по ведению регистра проводится Комитетом совместно с Государственным экспертным институтом регионального законодательства. В 2017 году в базу включено 17 803 муниципальных нормативно-правовых акта.

В 2017 году нами продолжено участие в разработке алгоритма по электронному опубликованию муниципальных нормативных правовых актов на новом портале pravo.gov.ru, запущенном Федеральной службой охраны Российской Федерации .

За прошедший год в рамках эксперимента в тестовом режиме опубликовано более 500 муниципальных актов на данном портале.  В этот процесс вовлечены все 17 районов и городской округ, а также 5 муниципальных образований первого уровня.

При положительной оценке эксперимента со стороны Администрации Президента, этот новый электронный ресурс со временем сможет стать альтернативой опубликованию муниципальных актов в печатных средствах массовой информации, что, в свою очередь, позволит существенно снизить нагрузку на бюджеты муниципальных образований Ленинградской области.

Организация повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления

Что касается обучения муниципальных служащих, то в рамках государственной программы в 2017 году организовано повышение квалификации 297 специалистов. Финансирование областного бюджета на эти цели составило 1 миллион 188 тысяч рублей.

Обучение проводилось в «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по 9 программам повышения квалификации объемом 40 учебных часов каждая.

Тематика программ выстраивается на основе пожеланий и предложений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

По-прежнему востребованным остается обучение основам и практическим навыкам проектного управления на муниципальном уровне. Проектное управление в 2017 году изучили 70 руководителей муниципальных образований.

Защита прав потребителей

По плану мероприятий подпрограммы «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» в 2017 году Комитетом поддерживалась деятельность 18 информационно-консультационных центров (ИКЦ).

Сотрудниками ИКЦ проведено 5,5 тысяч консультаций, подготовлено более 1400 претензионных писем и исковых заявлений. Уровень оказания консультационных услуг ИКЦ за последние 3 года остается на высоком уровне, что подтверждается количеством оказываемых услуг.

Комитетом проведено 3 обучающих семинара по законодательству в сфере защиты прав потребителей, изданы информационно-справочные материалы.

В рамках взаимодействия с Законодательным собранием Ленинградской области в прошлом году организовано 8 встреч Губернатора с депутатами. Изменен и сам формат встреч – теперь вопросы для включения в повестку дня рекомендует каждая фракция парламента. Раньше они поступали непосредственно от депутатов. Хочу отметить, что все запросы оперативно отрабатываются, и ответы направляются в письменном виде.

В территориальной организации местного самоуправления в 2017 году произошли изменения, связанные с  преобразованием Аннинского, Виллозского и Фёдоровского сельских поселений в городские. Соответствующие областные законы подготовлены комитетом совместно с Законодательным собранием региона, органами местного самоуправления Ломоносовского и Тосненского районов.

По предложению местной власти упразднён один населённый пункт – посёлок «Совхоз «Ильич»» Доможировского сельского поселения Лодейнопольского района.

Изменения территориального устройства за последние годы учтены в только что изданном справочнике административно-территориального деления Ленинградской области.

Комитет начал издавать альманах о местном самоуправлении «Муниципальный меридиан», уже вышло два номера журнала.

Несколько слов о деятельности приемных Губернатора Ленинградской области в муниципальных районах и городском округе. О важности работы этого института говорит тот факт, что за 2017 год приемные Губернатора приняли более 2300 обращений граждан.

В 2017 году мы ввели новый формат взаимодействия руководителей приемных с председателями профильных комитетов области: проводили встречи по актуальным темам и направлениям работы комитетов – социальная сфера, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, правопорядок и многим другим, что позволяет своевременно и качественно реагировать на обращения граждан.  

Перспективными задачами на 2018 год в сфере местного самоуправления станут:

1. Настройка механизма реализации нового областного закона об «инициативных комиссиях», и изменений к закону «о старостах»,  внедрение информационной системы для сокращения количества бумажных документов.

2. Участие комитета в реализации плана мероприятий по подготовке и проведению административной реформы в Ленинградской области на 2017-2018 годы  и оказание методической помощи органам местного самоуправления.

3. Запуск проекта «Рейтинг 47» по оценке результативности деятельности глав районных администраций и городского округа.  Комитет назначен ответственным по сбору и систематизации информации.

4. И безусловно, совместно с Избирательной комиссией Ленинградской области мы, как и прежде, будем оказывать содействие органам местного самоуправления в подготовке и проведении выборов. В 2018 году нас ждут выборы Президента России в единый день голосования 18 марта, которые определят дальнейшее развитие страны.

О деятельности департамента по  межнациональным и межконфессиональным отношениям

В Ленинградской области сложилась единая многоуровневая система взаимодействия в области межнациональной политики. В нее входят как органы государственной власти и местного самоуправления, так и специальные консультативные органы – совет при губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям, экспертно-консультативный совет при Комитете, 18 советов при главах районных администраций, а также «Дом Дружбы Ленинградской области» и  районные Дома дружбы.

В государственной программе «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» межнациональной политике отведены две подпрограммы, финансирование по которым из федерального и областного бюджета в 2017 году составило 33 миллиона 683 тысячи рублей.

Количество участников мероприятий  оценивается в 123 тысячи человек.

В 2017 году в рамках реализации подпрограммы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области» проводились различные научно-практические конференции, семинары, круглые столы, как регионального так и международного уровня. К примеру, конференция «Вместе сквозь века. К истории русско-сербских культурных, духовных и политических связей» – совместный проект с комитетом по внешним связям.

Среди культурно-исторических, духовных, национальных праздников, этноярмарок, фестивалей выделяется этнокультурный бренд региона, его визитная карточка – фестиваль «Россия – созвучие культур», который приобрел статус Северо-Западного.  В 2017 году он проходил в Сосновом бору и собрал почти 7 тысяч участников и гостей. В этом году его будет принимать Приозерск.

В рамках реализации подпрограммы поддержки этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области реализуются проекты, направленные на сохранение языка и  культуры малых народов: это и межрегиональный фестиваль-конкурс знатоков вепсского языка «Вепсские дети» в селе Винницы Подпорожского района, и специальные обучающие курсы по вепсскому, ижорскому и водскому языкам, которые проводятся в местах традиционного проживания представителей данных этнических групп.

В рамках созданной детской просветительской программы «Радостный мир: куклы, игры и сказки коренных малочисленных народов Ленинградской области» проводятся мастер-классы по изготовлению традиционных кукол, изучается детский фольклор и народные игры.

Представители региональных общественных организаций коренных малочисленных народов принимали активное участие во Всероссийских форумах в Перми, Сыктывкаре, Сочи.

В сфере социально-культурной адаптации мигрантов с 2013 года реализуется проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область».

Программы проекта предназначены как для взрослых, так и для детей. К работе привлекаются работодатели и национальные объединения. Большое внимание уделяется мигрантам, которые планируют остаться в России.

В 2017 году налажено сотрудничество с Единым Миграционным центром Санкт-Петербурга по проведению  семинаров для работодателей, демонстрации видеороликов в сфере миграционной политики.

Кстати, проект «Школа мигранта» высоко отмечен на ежегодном совещании с должностными лицами СЗФО  в Сыктывкаре в 2017 году и предложен к популяризации в качестве передовой практики.  

Мониторинг и социологические исследования

Комитетом принимаются необходимые меры по созданию механизмов системного мониторинга состояния межэтнических отношений, своевременного и эффективного предупреждения и урегулирования возможных конфликтов на межнациональной почве.

В 2017 году была продолжена работа в  Системе мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций ФАДН России.

Все муниципальные образования региона  на сегодняшний день подключены к данной Системе.

Могу сказать, что в 2017 году происшествий в Ленинградской области, расцениваемых как «конфликтная» или «предконфликтная» ситуация в сфере этноконфессиональных отношений, Системой мониторинга ФАДН России не выявлено.

Кроме того, комитетом проводится в ежедневном режиме свой мониторинг и традиционные социологические исследования с целью осуществления мониторинга и анализа состояния, а также динамики развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.

В 2017 году также завершено комплексное социологические исследование, посвященное социально-экономическим, этнокультурным и правовым аспектам интеграции цыган в Ленинградской области. Исследование охватило территорию, на которой сосредоточено 94% всего цыганского населения региона.

По его итогам для сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления разработан информационный справочник, проведен обучающий семинар, для 6-ти  муниципалитетов подготовлены «дорожные карты» по организации работы с цыганским населением.

31 января 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации. Хотелось бы с гордостью отметить, что Ленинградская область находится в числе регионов-лидеров, где подавляющее количество пунктов этого плана уже реализуется.

Противодействие терроризму и экстремистской деятельности

В 2017 году были расширены полномочия Комитета в сфере осуществления комплекса мероприятий по противодействию терроризму, в том числе распространению идеологии терроризма, экстремисткой деятельности.

Комитетом проводились регулярные мероприятия, направленные на выявление фактов экстремистской деятельности, в том числе распространения информационных материалов.

В правоохранительные органы направлено 21 заявление о выявлении фактов экстремисткой деятельности на территории региона.  Установлены факты распространения 118 информационных материалов, содержащих признаки экстремизма.

Представители комитета приняли активное участие в работе ряда межрегиональных профильных семинаров и форумов по обучению передовым практикам противодействия распространению идеологии терроризма и профилактики экстремизма, в том числе в Красноярске, Калининграде, Санкт-Петербурге.

Издательские проекты

Среди издательских проектов 2017 года особо отмечу «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области» – научно-популярное издание, результат многолетнего исследования научных работников, этнографов и картографов ведущих академических учреждений, музеев и библиотек Северо-Западного региона.

Издано также оригинальное авторское исследование известного археолога и историка Сергея Леонидовича Кузьмина – книга «От Воронеги до Столбово, от Столбово до Ништадта» о многовековом русско-шведском противоборстве за восточное побережье Балтийского моря, на территории современной Ленинградской области.

Выпущен фотоальбом «Удел Богородицы на Афоне: вехи истории ремесленников, удел которых – вечность», посвященный тысячелетию русского присутствия на Святой Горе Афон в Греции.

Информационная политика комитета в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений отличалась тем, что впервые подготовлен цикл информационно-аналитических программ «Ленинградская область. Территория дружбы», который был показан в эфире Ленинградской областной телекомпании – «47 канал».  Созданы документальный фильм «О карелах Присвирья» и серия анимационных роликов о национально-культурных традициях народов, проживающих в регионе.

Продолжилось издание этноконфессионального альманаха «Ладья». Поддерживается сайт «Коренные малочисленные народы Ленинградской области».

Информация о событиях в сфере реализации государственной национальной политики постоянно размещается на портале Дома Дружбы Ленинградской области, где с марта 2017 года создан Ресурсный информационный центр Северо-Запада «Ассамблеи народов России».

На сайте РИЦ можно познакомиться с событиями в других регионах и профильных учреждениях.

Дом дружбы Ленинградской области

Наше подведомственное учреждение – в 2017 году провел более 270 собственных мероприятий, активно продолжал сотрудничество с аналогичными учреждениями России.

Подписано 9 соглашений о сотрудничестве с Домами национальностей Крыма, Марий Эл, Москвы, Твери, республики Беларусь, а также с ведущими ВУЗами Санкт-Петербурга и Ленинградской области Важными событиями в деятельности Дома дружбы стали открытие регионального отделения «Ассамблеи народов России»;  участие в работе VI Санкт-Петербургского международного культурного форума;  проведение в марте телемоста с Республикой Крым, посвященного Дню присоединения полуострова.

Сегодня в Доме дружбы работает 14 интерактивных музеев национальных культур. Интерактивными они называются потому, что их оригинальные экспонаты постоянно путешествуют по Ленинградской области и используются в национальных проектах.

Обновлено 22.08.2018