Доклад на Совете старост «Об изменениях действующего законодательства в сфере поддержки и развития участия граждан в местном самоуправлении, планах по приведению областного законодательства, регулирующего статус старосты сельского населенного пункта, в соответствие федеральному законодательству, в связи с принятием федерального закона от 18 апреля 2018 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления»

30 мая 2018 года Законодательным собранием Ленинградской области в областной закон от 15 января 2018 года № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области» (закон об инициативных комиссиях в административных центрах) были внесены следующие изменения: в круг участников программы поддержки местных инициатив по 3-оз был включен городской поселок. Дело в том, что, в Ленинградской области есть единственный городской поселок, который не является административным центром муниципального образования – это посёлок Лесогорский Светогорского городского поселения Выборгского района. К сельским населённым пунктам, участвующим в реализации 95-оз, он тоже не относится.  Ввиду отсутствия правовой базы участие жителей Лесогорского в реализации областных законов в сфере развития участия населения в осуществлении местного самоуправления было не возможным.

Однако, принимая во внимание желание жителей поселка участвовать в управлении своей территорией и тенденцию к увеличению численности населения посёлка (проживает более 3200 человек), Комитетом было принято решение обратиться в Законодательное собрание с просьбой рассмотреть вопрос о возможности разработки законопроекта о внесении изменений в 3-оз применительно к территории пгт Лесогорский в качестве исключения. Соответствующий закон был принят.

Дальнейшее развитие законодательства о поддержке института старост связано с недавно вступившими в силу изменениями в отдельные положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности определен правовой статус старост сельских населенных пунктов. Предусматривается, что староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.

Таким образом, староста уже не относится к иной форме осуществления местного самоуправления.

В связи с указанными изменениями комитетом принято решение о разработке проекта областного закона об участии населения в осуществлении местного самоуправления на территории сельских населенных пунктов Ленинградской (далее – проект закона) с учетом норм федерального законодательства.

В законопроекте, кроме определения правового статуса старосты сельского населенного пункта, планируется сохранить нормативное регулирование института общественных советов (как сейчас в 95-оз) на части территории с численностью жителей от 50 человек – для оптимальной организации работы.

Предусматривается возможность возмещения старостам, председателям общественных советов затрат на реализацию их общественных функций (телефон, проезд и др.)

Кроме того, в новый закон также будут включены принципы инициативного бюджетирования -  непосредственного участия граждан в определении, выборе и реализации объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле реализации отобранных предложений по решению вопросов местного значения.

В качестве обязательного условия субсидирования будет предусмотрено наличие вклада граждан в реализацию проекта. Это может быть финансовое, трудовое, материально-техническое участие. При этом фиксированный размер вклада граждан не устанавливается.

Так же основными условиями для участия в конкурсе на получение субсидии будут являться:

- обязательная фото- и (или) видеофиксация проведения собраний (конференций) граждан и (или) общественных советов, инициативных комиссий, на которых определяются инициативные предложения, форма участия граждан в этих мероприятиях, что позволит объективно оценивать правомерность принятия решений (осуществленная с соблюдением положений статьи 152.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих охрану изображения гражданина. Фото или видео-съёмка должны осуществляться таким образом, чтобы изображение человека не являлось основным объектом использования);

- наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок включения инициативных предложений в муниципальную программу (подпрограмму), порядок участия жителей в выдвижении (реализации) инициативных предложений, а также в осуществлении контроля их реализации;

Принятие нового областного закона планируется в сентябре  2019 года.

Стоит отметить, предоставление гражданам возможностей самостоятельно вырабатывать правила общей жизни и участвовать в решении вопросов местного значения — общемировой тренд. В России частью этого тренда стало инициативное бюджетирование, которое уже появляется в стратегиях развития регионов и муниципалитетов.

Центр инициативного бюджетирования, созданный при министерстве финансов Российской Федерации, в своих докладах отмечает уникальную практику Ленинградской области по применению механизмов инициативного бюджетирования для обеспечения и поддержки  участия жителей в местном самоуправлении. Этот факт является дополнительным стимулом для дальнейшего развития института сельских старост, общественных советов, а также инициативных комиссий в административных центрах.

По этому направлению будем двигаться и дальше. В планах - информационное сопровождение реализации программы поддержки местных инициатив, проведение конкурса «Лучший староста», обучающих семинаров для старост, председателей общественных советов и председателей инициативных комиссий.

 

 

Обновлено 22.08.2018