! Портал работает в тестовом режиме.
Если у вас есть вопросы или предложения по работе портала, свяжитесь с нами

«Государственная поддержка участия граждан в осуществлении местного самоуправления в иных формах в Ленинградской области: итоги 2017 года, перспективы развития в 2018 году» доклад на межрегиональном съезде старост и общественных советов Ленинградской области

В своем докладе остановлюсь на итогах 2017 года в сфере развития иных форм местного самоуправления в Ленинградской области и перспективах 2018 года, связанных с участием граждан в реализации местных инициатив.

Данная работа проводилась в 2017 году  в рамках двух законов:

- областного закона от 14 декабря 2012 года № 95 «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (закон «о сельских старостах»);

и областного закона от 12 мая 2015 года № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений» (закон «об общественных советах в административных центрах»).

Реализация этих законов осуществлялась в рамках подпрограммы «Создание условий для эффективного выполнения органами местного самоуправления своих полномочий» государственной программы «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области».

Главные задачи названных законов – привлечение жителей к решению вопросов местного значения в поселениях при содействии органов  государственной власти, повышение благоустройства территорий и, в конечном итоге, улучшение качества жизни населения.

Государственная поддержка развития иных форм местного самоуправления осуществляется в форме субсидий из областного бюджета бюджетам поселений (для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий, связанных с  решением вопросов местного значения по предложениям граждан).

С администрациями поселений заключаются соглашения, которые содержат целевые показатели результативности субсидий, планы мероприятий («дорожные карты») по достижению этих показателей и обязательства о размещении отчетной информации об использовании субсидий на официальных сайтах поселений.

Финансирование из местных бюджетов ведется в рамках муниципальных программ, разработанных на основе предложений старост или общественных советов. От уровня дотационности поселения зависит процент софинансирования местного бюджета:

не менее 1 процента при уровне дотационности поселения более 80 процентов;

не менее 2,5 процента при уровне дотационности поселения от 60 до 80 процентов включительно;
не менее 5 процентов при уровне дотационности поселения от 40 до 60 процентов включительно;
не менее 7,5 процента при уровне дотационности поселения от 30 до 40 процентов включительно;
не менее 10 процентов при уровне дотационности поселения менее 30 процентов;
25 процентов  при недотационности поселения.

Уровень дотационности поселения – доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме налоговых, неналоговых доходов бюджета поселения и  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Привлечение граждан к решению вопросов местного значения осуществляется посредством избрания старост и общественных советов, участия жителей в подготовке предложений по благоустройству территорий и улучшению условий проживания.

Основные вопросы местного значения – ремонт местных дорог, оборудование детских и спортивных площадок, объектов пожарной безопасности, водоснабжения, уличного освещения, газоснабжения, благоустройства придомовых территорий,  скверов, парков, мемориалов и некоторые другие.

Отбор проектов в соответствии с заявками поселений осуществляется на конкурсной основе: формируются специальные конкурсные комиссии по отбору поселений для предоставления субсидий.

Главными отличиями областных законов, на основе которых предоставляются субсидии,  является:

Размер субсидии поселению:

по закону «о сельских старостах» весь объем областной субсидии распределяется равномерно по муниципальным районам и далее перераспределяется по поселениям (в зависимости от количества частей территории в поселениях). Размер субсидии бюджету поселения не может быть меньше 100 тысяч рублей и более 2,5 млн рублей.
по закону «об общественных советах» распределение субсидий по поселениям предусматривается в зависимости от численности населения их административных центров:

до 9 тысяч человек – не превышает 1,5 млн рублей,

от 9 до 20 тысяч человек – 3 млн  рублей;

и свыше 20 тысяч человек – 4,5 млн рублей.

По закону «о сельских старостах» в сельских населенных пунктах реализуются мероприятия, а по закону «об общественных советах» – проекты в административных центрах поселений, и они являются комплексными.
По закону «об общественных советах» обязательный критерий отбора проектов – социальное партнерство (трудовое, материально-техническое участие граждан, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в стоимостном выражении), финансовое участие).

В прошлом году проекты, связанные с решением вопросов местного значения и предложенные жителями, старостами, общественными советами административных центров поселений, активно осуществлялись во всех муниципальных районах Ленинградской области.

На реализацию закона «о сельских старостах» субсидии из областного бюджета получили 172 поселения из 199 существующих (общая сумма составила 210 млн рублей), на реализацию закона «об общественных советах в административных центрах» – 187 поселений (было выделено 250 млн рублей). В общей сложности из областного бюджета профинансировано 460 млн рублей, а освоено 96% или 440 млн рублей. Софинансирование за счет средств местных бюджетов составило 113 млн рублей или 25,6% от предоставленного объема субсидий. Вклад граждан оценивается в 3,3% (8 млн рублей).

Всего реализовано 1160 мероприятий в сельских населенных пунктах и 266 проектов в административных центрах поселений.

В сельских населенных пунктах больше всего – 34 % местных инициатив приходится на дороги; 17 % – на освещение, 21 % – на благоустройство, в том числе установку детских и спортивных площадок и 9 % – на улучшение водоснабжения.

В административных центрах поселений на первом месте благоустройство – 42 %, и 17 % – дорожная сфера. В основном, это ремонт дорог общего назначения и их грейдирование. 15 % составляют проекты по освещению населенных пунктов (приобретение энергосберегающих светильников, демонтаж старых и установка новых элементов уличного освещения) и 14 % – обустройство детских и спортивных площадок.

Вот это кратко, есть говорить об итогах работы в 2017 году. Особо стоит остановиться на том, что  прошлом году комитет  разработал новые областные законы, которые приняты Законодательным собранием Ленинградской области.

 Вместо закона № 42  «об общественных советах в административных центрах поселений» будет действовать областной закон № 3 от 15 января 2018 года  «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области». Кратко назовем его законом «Об инициативных комиссиях». 

Также внесены изменения в закон № 95 «о сельских старостах».  Это 4-й ОЗ от 15 января 2018 года «О внесении изменений в областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления».

Чем обусловлены законодательные изменения?

Во-первых, принятием постановления Правительства Ленинградской области от 20 июля 2016 года № 257 «Об утверждении Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области». В  соответствии с этим постановлением софинансирование определяется на уровне не менее базового процента софинансирования, который устанавливает главный распорядитель бюджетных средств. Мы его устанавливаем 10% от стоимости проектов для городских поселений и городского округа, и 5% – для сельских поселений. 

Во-вторых, законодательно закреплены принципы и понятия «инициативного бюджетирования» – непосредственного участия граждан в определении, выборе и реализации объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных предложений.  

Принцип: предложил проект – участвуешь в реализации – участвуешь в контроле, – должен стать основным для жителей в решении вопросов местного значения.

В-третьих, учтена практика реализации областного законодательства о развитии иных форм местного самоуправления и предложения органов местного самоуправления Ленинградской области.

Кроме того, вклад граждан теперь является одним из обязательных критериев предоставления субсидии по обоим законам.

Самое главное, что изменения не усложняют и не ломают уже стабильно работающую систему участия граждан в местном самоуправлении через старост и общественные советы, а конкретизируют и модернизируют, в ряде случаев упрощают, делают более прозрачным процесс и, безусловно, всем нам помогут в работе.

Изменения в закон «о сельских старостах» вступят в силу с 1 сентября 2018 года. В настоящее время заключены соглашения с муниципальными образованиями по старому закону.

Закон «об инициативных комиссиях» вступил в силу 26 января 2018 года, и муниципальные образования Ленинградской области завершили разработку правовых актов и избрание инициативных комиссий. Комитетом планируется заключить соглашения с муниципалитетами до 1 апреля 2018 года.

В этом году реализация закона о «сельских старостах» будет осуществляться в 172 поселениях, субсидия из областного бюджета составит 250 млн рублей на реализацию 849 мероприятий.

Реализация закона «об инициативных комиссиях» планируется в 191 поселении и городском округе, сумма субсидии составит 250 млн рублей на реализацию порядка 400 (четырехсот) проектов.  

В 2018 году комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области планирует внедрить новую информационную систему, чтобы уменьшить количество бумажных документов и оптимизировать процесс субсидирования муниципальных образований.

Дальнейшее развитие иных форм местного самоуправления в Ленинградской области – одна из приоритетных задач, которую ставит для себя региональная власть, ведь старосты, инициативные комиссии – это полномочные представители населения, выражающие интересы жителей, связующее звено в цепочке «народ –местная власть».

 

Презентация "Реализация проектов, инициированных жителями"

Обновлено 22.08.2018